Гидравлический усилитель руля (ГУР) — автомобильная гидравлическая система, часть рулевого механизма, предназначенная для облегчения управления направлением движения автомобиля при сохранении необходимой «обратной связи» и обеспечении устойчивости и однозначности задаваемой траектории.
Гидроусилитель руля устроен так, что при отказе усилителя рулевое управление продолжает работать (хотя руль при этом становится более «тяжёлым»).
В отечественной автопромышленности впервые был применён на автомобиле ЗИЛ-130.
В настоящее время широко используется в большинстве выпускаемых легковых и грузовых автомобилях, в связи с чем нарастает спрос на качественный ремонт рулевых реек.
Пожалуй, вторым по распространенности принципом усиления рулевого воздействия является электрический усилитель руля.